Тысячам пациентов, переборовшим коронавируc, грозит поражение легких, сердца и других органов, причем на выздоровление уйдет до 15 лет, предупреждают специалисты по интенсивной терапии.
Об этом пишет авторитетное издание The Times (Великобритания)
Ущерб, нанесенный вирусом напрямую, а также интенсивные медицинские процедуры, необходимые для спасения больных в критическом состоянии, приведут к образованию рубцов на легких, повреждению нервов и психологической травме, предупреждает Факультет интенсивной терапии, отвечающий за подготовку врачей-реаниматологов в Великобритании.
Анализ заболеваемости коронавирусом в Китае и других странах показывает, что у 17% пациентов, поступивших в интенсивную терапию, развивается синдром острой дыхательной недостаточности — летальное заболевание с уровнем смертности порядка 40%.
[easy_ad_inject_2]
«Воздействие коронавируса на интенсивную терапию в корне изменит методы работы сестринского и врачебного персонала во время пандемии и ее интенсивность», — сказал доктор Дэниэл Брайден, заместитель декана Факультета интенсивной терапии.
Синдром острой дыхательной недостаточности вызывает мощную воспалительную реакцию в легких, которая приводит к утечке жидкости из кровеносных сосудов в пространства, где полагается быть воздуху. Дыхание без медицинской помощи становится невозможным.
Врачам интенсивной терапии этот синдром знаком, потому что он сопровождает такие инфекции, как грипп и пневмония, а также травмы грудной клетки. На его долю приходится около 10% случаев интенсивной терапии, однако со вспышкой коронавируса число пациентов с синдромом острой дыхательной недостаточности возрастет вплоть до критической нехватки коек для интенсивной терапии.
В Великобритании таковых насчитывается порядка 4 000 — на душу населения это гораздо меньше, чем в странах Евросоюза, — причем до 80% уже заняты пациентами с другими заболеваниями.
«Смертность от синдрома острой дыхательной недостаточности составляет от 30 до 40%, — говорит Майкл Мэттэй, профессор медицины Калифорнийского университета в Сан-Франциско и общепризнанный эксперт по этой болезни. — Никакого специального лечения не существует, разве что усыпить пациента и положить его в аппарат искусственной вентиляции легких для восстановления. У выживших впоследствии значительно ограничена двигательная активность и наблюдается сниженное физическое качество жизни из-за ярко выраженного истощения мышц и слабости».
[easy_ad_inject_1]
Эйлин Рубин провела несколько недель в медикаментозной коме, когда у нее развился синдром острой дыхательной недостаточности после легочной инфекции. Сейчас она руководит американским фондом по борьбе с этой болезнью. «Это как будто ты задыхаешься и тонешь в воздухе. И даже если поправишься, ущерб останется на долгие годы. Те из нас, у кого был этот синдром, живут в постоянном страхе перед коронавирусом и его последствиями».
Марк Гриффитс, профессор медицины критических состояний Национального института сердца и легких в Лондоне и один из ведущих британских экспертов по этому заболеванию, говорит, что полное выздоровление может занять месяцы или даже годы. «Выжившие обычно страдают от мышечной слабости и психоневрологических проблем, так что в течение года после выписки из интенсивной терапии на работу возвращается менее 50%, — отметил он в своей статье. — У многих наблюдаются такие физические недостатки, как контрактуры суставов, стеноз трахеи и косметические проблемы, связанные с рубцеванием».
Факультет интенсивной терапии считает, что до «субъективно нормального» уровня легкие восстанавливаются за полгода, но даже в этом случае наблюдаются остаточные симптомы вроде снижения способности к физическим нагрузкам. «У других процесс восстановления может занять до 15 лет», — отметили специалисты.
Врачи предупреждают и о повреждении других органов. «Подобно ряду других вирусных заболеванияй, действие коронавируса одними легкими не ограничивается. Возможно поражение сердца — от воспаления (миокардита) до сердечной недостаточности».
«У тяжелых пациентов перспективы очень серьезные», — говорит сотрудница отделения интенсивной терапии Халлского университета Ники Кредланд, глава Британской ассоциации медсестер интенсивной терапии. Она предупредила, что врачам предстоит «трудный выбор», кого лечить в первую очередь. У медиков этот процесс называется триаж или сортировка. Она сказала: «Если мы увидим цифры уровня итальянских, нам придется отобрать пациентов с лучшими шансами на выживание. С остальными придется пойти на риск и оставить их в обычном отделении».
[easy_ad_inject_1]
Однако есть проблеск надежды. Американское управление по делам продовольствия и медикаментов недавно решило ускорить разработку новой терапии против синдрома острой дыхательной недостаточности, которая показала многообещающие результаты во время клинических испытаний. Другие ведомства, в том числе Управление перспективных исследований и разработок в области биомедицины, дадут свою оценку, чтобы ускорить ее разработку.
Медицинский директор фонда Национальной службы здравоохранения при Лондонском университетском колледже Джефф Беллинган тестировал методику от американской биотехнологической компании «Атерсис» (Athersys). В кровь пациентов вводятся специальные стволовые клетки, чтобы остановить разрушительное воспаление легких.
«Клинические испытания обнадеживают, — сказал Беллинган. — Наше лечение позволило вдвое снизить смертность, сократить продолжительность интенсивной терапии и обеспечить пациентам значительное улучшение качества жизни после выписки. На фоне угрозы коронавируса это может быть очень важно».