Рано утром Лиза проснулась от того, что папа громко разговаривал с мамой, он ей выговаривал за то, что она собирается идти на обследование, а денег в семьи и так нет.
— «Да что там смотреть? На тебе пахать можно» — говорил отец
— «Витя, мне уже с каждым днем что-то нехорошо. На работе вчера дурно стало. Хорошо девочки, помогли. Еле досидела до конца смены» — терпеливо отвечала мама Лизы
— «Придумала себе, лишь бы не работать. Эх, Валька» — продолжал Витя
— «Я то как раз и работаю, и на двух работах сразу. Если ты не заметил» — строго ответила Валя
Лицо отца в этот момент стало немного злым. Лиза старалась тихо стоять в своей комнате, тайком подглядывая за родителями. Она понимала, что не стоит ей сейчас появляться перед ними. Маму ей было очень жалко.
— «Добытчик я в семье. Поняла, ты? Я здесь мужик» — еще громче стал говорить отец.
— «Ой, Витька. Ты когда в последний раз работал?» — задала свой вопрос Валя.
— «Ты что забыла? Недавно работал, и денег принес» — все также уверенно говорил отец Лизы
— «Не забыла. Да только, я заметила это объявление о работе. И тебя туда заставила сходить» — сказала мать, продолжая собирать вещи.
— «Да только проработал ты там 4 дня» — добавила
— «Люди там плохие. Не пошли в положение» — отвечал отец, будучи уверенный в себе и своей правоте
— «Да, да. Все плохие. Что ж тут непонятного — что человек хочет веселиться а потом спать до обеда, потому что у него утром голова болит» — мягко сказала Валя
— «Все! я сказал! Ты вообще забыла что я тебе из деревни привез? В свой дому пустил!» — начал свою старую песню ее супруг.
Валентина уже давно смирилась, что ее муж, после потери своей первой работы, начал вести праздный образ жизни с дружками. Такими же несчастными, у которых все вокруг виноваты. Особенно виноваты в том, что не хотят добавить денег на веселье
-«Ладно, езжай на свое обследование. Денег только оставь» — махнул рукой Витька уходя на кухню.
-«Лиза, Лиза» — начала звать дочку мать
— «Да, мамочка» — сразу же выбежала Лиза, даже забыв сделать вид, будто она только что проснулась.
— «Я сейчас уйду на пару дней. Нужно мне немного времени побыть в другом месте» — начала объяснять Валя, глядя на свою маленькую и худенькую радость.
— «Хорошо, мама» — ответила та прижимаясь к ней.
— «Веди себя хорошо. Папа будет о тебе заботиться. И ты его не расстраивай хорошо?» — давала напутствие Валя
— «Да, мамочка. Только ты возвращайся скорее» — попросила дочка, едва сдерживая слезки.
— «Я постараюсь» — тихо ответила мать. Еще раз посмотрела в сторону кухни, где гремя посудой Витя старался найти чем бы закусить с утра пораньше. Ей было немного тревожно, но она надеялась что все образуется.
— «Так все глупо и нелепо» — думала она. Витя познакомился с ней на дне рождения ее подруги. Он был веселый и энергичный, и часто шутил. И именно этим своим юмором покорил сердце молодой девушки.
Спустя год они поженились. Жили небогато, но уж и совсем нужны не испытывали. Витя работал водителем в крупной организации. Приносил в дом деньги, заботился о жене и недавно рожденной дочке.
Но потом пришла беда.
Витю сократили, и он долго не мог найти работу. Зато смог найти способ утешения. Помогали ему такие же бедолаги. Которым удавалось достать немного мелочи на подсобных работах, и это позволяло им предаваться веселью, после которого на утро болела голова.
Валя пыталась устроить мужа на работу, но Витька упорно продолжал брать вынужденные отгулы. Какому начальству понравиться, что их подчиненный постоянно веселый? Да и пахнет от него плохо.
Так в приличные места Витю, вернее уже Витьку брать перестали.
Иногда он спасался тем, что работал грузчиком, или уборщиком или подсобным рабочим. Но, по прежнему считал что он мужик и глава семьи. Не замечая того, что вся еда в доме купленна на деньги Вали. Не замечая того, как похудела его жена и дочь от весьма скудной пищи.
Его задача была простая — купить на троих, или найти где можно стать третим. Ведь этот мир был так суров!
— «Лизка! Лизка пойди сюдой» — раздался голос отца тем же вечером. К нему уже давно пришли дружки. Целый день гремя бутылками, и съедая то, что успела наготовить жена, они хохотали и смеялись.
Иногда раздавался звучный голос отца: «Ну, будем здоровы!»
Лиза несмело подошла к двери кухни. На кухне был отец и два его дружка. Отец с красным лицом повернулся к ней и сказал:
— «Так, быстро беги в магазин. Пока он не закрылся. Сдай бутылки и попроси в долг у тети Тани. Она знает, что нужно. Ясно тебе?» — заплетаясь языком сказал отец
— «Папа я есть хочу» — сказала Лиза. Она и вправду весь день сидела у себя в комнате, не хотела попадаться на глаза отцу.
— «Быстро, я сказал. Потом поешь» — ответил отец, закусывая огурцом
— «Но, папа…» пыталась продолжить Лиза
— «Ты что меня позорить перед друзьями будешь? Совсем тебе мать распустила. Ничего, я тебя научу старших уважать» — стал повышать голос отец Лизы, делая вид, что встает со стула.
Лиза предпочла быстро убежать к себе в комнату, переоделась наспех. И быстро выбежала из квартиры.
Ей было очень обидно, она хотела кушать, она переживала за маму. И понимала, что отец вовсе не собирается заботится о дочери. Вот как мама за порог, так он сразу стал суетиться на кухне доставая котлеты, что она наготовила им. Что-то радостно напевая он убежал на улицу, а вернулся с звенящим пакетом и своими друзьями.
Лиза сама не хотела, но расплакалась. Ее так обидело поведение папы, что она шла неизвестно куда. Не хотела она ничего просить в долг у противной тетки из магазина. Не хотела она снова видеть угрюмого и злого папку утром.
Она понимала что это неправильно. Хотя еще не могла понять что именно. Но детское сердце говорило ей, что это несправедливо.
Пока девочка раздумывала о своей жизни, и вспоминала маму, она зашла в неизвестную часть города. И тут она поняла:
Заблудилась!
На улице уже было темно. Прохожих почти не было. Редко где горели фонари.
Лиза поняла, что не только очень голодна, но что она сильно замерзла. Повертела головой и поняла, что не знает в какой стороне ее дом. Лиза тогда решила пойти прямо, в надежде что найдет кого-то, кто ей сможет подсказать дорогу.
Так она вышла к мосту.
Мост через реку, был длинный. И абсолютно пустой. Только в туманной дымке виднелись опоры. Над ним горели редкие огни. Лизе почему-то стало страшно. Она не хотела идти через весь этот мост, конец которого терялся в темноте. Но ей было очень холодно и нужно было двигаться дальше.
Неожиданно, она увидела черный силуэт. Возле перил кто-то стоял. Лиза начала идти еще тише. Шаг за шагом. Было страшно. Но Лиза пробиралась вперед. Вдруг ей захотелось закричать. Но… стремительная тень так близко приблизилась к ней, что Лиза просто не успела.
Из снежной бури вышел мужчина в пальто.
— «Девочка, ты почему в такое позднее время сама гуляешь? Где твои родители?» — неожиданно приятным голосом спросил мужчина.
— «Я не знаю, я заблудилась. Не знаю куда идти. Мама в больнице» — начала плакать Лиза. Ей было действительно не по себе, и она очень хотела кушать и замерзла.
-«А отец где?» — присел на корточки мужчина, чтобы Лизе не пришлось задирать голову.
— «Папа занят» — соврала почему-то Лиза.
— «Так! Где ты живешь ты точно не знаешь. Искать сейчас ночью твой дом плохая идея. Давай так, мы сейчас пойдем ко мне, я тут недалеко живу. Попьем горячего чаю, успокоимся. У меня тоже день плохой сегодня» — на этой фразе голос у мужчины треснул как дерево на морозе.
Мужчиной на мосту был Вадим. У него действительно был плохой день сегодня. Ровно 5 лет назад — он потерял свою жену и дочку. Поэтому чтобы хоть как-то унять свои мысли он вышел на мороз в метель.
— «Может хоть снег выбьет из меня это все…» — думал он шагая по снегу навстречу ветру.
Так Лиза оказалась в гостях у Вадима. Он постарался окружить девочку заботой и вниманием, и мимо него не прошла непривычная худоба девочки. Ему стало понятно, в семье творится неладное.
-«Завтра пойдем искать твою маму. У меня есть знакомый доктор, он скажет где твоя мама и мы ее навестим и принесем апельсинов, согласна Лиза?» — спросил Вадим.
Ответом ему было тихое сопение девочки, она уснула спокойным сном, возможно впервые за последний год.
— «Мама! Мамочка!» — вскрикнула Лиза, когда зашла в палату.
— «Лиза! Как ты здесь! Что ты тут делаешь, девочка моя» — заплакала Валентина.
Вадим смотрел как обнимаются такие родные люди: мама и дочь. Его стойкость дала трещину и он заплакал. Заплакал в память о тех, кого любил, и больше никогда не увидит. Он выбежал из палаты, чтобы никто не видел его слез.
— «Валентина, добрый день. Я Вадим, давайте поговорим немного. А Лиза сейчас нам чай попросить сделать у медсестры. Хорошо, Лиза?»
— «Хорошо, дядя Вадим» — сказала Лиза и убежала в коридор.
Валентина только сейчас обратила внимание на постороннего человека в палате.
-«А вы кто?» — тихим голосом спросила Валя
— «Боже, как же она похожа на мою Свету… только очень уставшая от этой трудной жизни» — промелькнула мысль у Вадима.
— «Я Вадим, который вчера встретил вашу дочь далеко от дома» — мужчина стал рассказывать обстоятельства вечера. Он уже вчера все понял, видел такие семьи — где мать тащить на себе все, а муж только жрет да диван давит.
— «Второе, что я хочу сказать вам: в вашей ситуации нужна помощь. Я переговорил с главным. Вас завтра переведут в платную палату, и окажут максимальное содействие. Даже не спорьте со мной. Иначе, вы снова окажетесь здесь»
— «Третье. Лиза будет жить у меня. Я пригласил к себе свою маму. Она будет ухаживать за девочкой. Домой она не вернется, пока вы здесь.»
Валя только молчала на это. Ей не хотелось спорить с таким мужественным и заботливым мужчиной. Он спал Лизу, пока ее отец гремел с дружками — этого было достаточно чтобы верить. И честно говоря, ей просто хотелось чтобы о ней тоже хоть кто-то позаботился. Ей хотелось хоть немного побыть слабой и беззащитной женщиной.
Прошло три месяца.
Похорошевшая Валя стояла возле дверей главного корпуса. Навстречу ей по аллее бежала ее дочка, в новой курточке, в новой обуви. Вся такая счастливая и радостная, ее волосы блестели в лучах солнца.
— «Мама! Мама!» — обнимала Лиза ее
— «Доченька, моя ты хорошая. Как ты? Как у тебя дела? Я так скучала по тебе…» — сжимая в руках дочь говорила Валя.
Через минуту подошел Вадим, он как тактичный человек дал возможность побыть наедине двум родным людям.
— «Как же они похожи на моих девочек» — снова промелькнула мысль в голове.
Решение пришло молниеносно.
— «Добрый день, Валентина. Ты хочешь ехать к себе домой?» — прямо в глаза спросил он.
Валя долго смотрела в эти карие глаза, в которых одновременно была теплота и какая-то боль. Сердце женщины чуяло это.
-«Нет» — наконец-то ответила она.
— «Тогда едем ко мне. Давно хочу познакомить тебя со своей мамой.»
— «Бабушка Оля очень хорошая! Мне она очень нравится, и ее пирожки. Поехали скорее мама» — защебетала Лиза.
Стоит ли говорить, что Лиза и Валя никогда больше не возвращались к себе домой. Теперь у них был новый дом. Новый муж Вали и отец Лизы. Настоящий отец.
А к тому недоразумению по имени Витек приехали адвокаты, забрали нужные документы, сделали важные подписи. Витьке было все равно: ему дали денег, поставили два больших пакета — в одном очень приятно звенело стекло, в другой торчала палка колбасы и другая «илитная» закуска. Подписал он все быстро и не глядя.
— «Вот ща мы мой развод и отметим. Теперь сам себе хозяин буду» — бормотал Витька. — «Натаху еще что-ль позвать, раз такое дело?».
В это время, на другом конце города шла красиво одетая женщина, в одной руке она держала руку шебутной девочки, а за другую ее держал серьезный уверенный мужчина, из глаз которого исчезла боль.